30.11.2011

Сияние

Фильм «Сияние» можно назвать демонстрацией того, что бывает, если «низовым жанром» мистического хоррора занимается крупный мастер, давно выросший из рамок сугубо жанрового кино. Сюжет картины состоит в том, что писатель Джек Торренс утраивается сторожем в отель «Оверлук», сезон в котором закончился, а зимой кто-то должен присматривать за этим зданием, одиноко и гордо возвышающемся среди гор Колорадо. Вместе с Торренсом приезжают жена и малолетний сын. Торренс начал писать новую книгу и пять месяцев уединения — это то, что ему сейчас нужно! Но уже через месяц писатель сходит с ума, берет в руки топор и начинает гоняться за женой и сыном.

Этот сюжет собрал излюбленные фишки Кинга, время от времени появляющиеся тов одном его романе, то в другом: один из персонажей — писатель; два персонажа — ясновидящие; отель стоит на индейском захоронении; главный герой вскоре сходит с ума.

Все эти краски Стенли Кубрик старательно нанес на палитру и написал свой шедевр. «Сияние» — это нео-готическая картина в «колорадском стиле». Самым важным атрибутом любого готического произведения является старинный замок или особняк, закрытый для посещения простым человеком — неаристократом. Он обладает загадкой и предполагает наличие ужасной тайны. По закону жанра эта тайна обязательно выходит наружу – или в виде привидения, или как слепящее безумие. Кубрик же соединяет воедино фантасмагорию и психологическую драму. Фильм может трактоваться двояко.

С одной стороны, как история одного безумия и тогда все фантастические образы – только плод фантазии Торренса. В отеле он обрел гармонию. Ему уже ничего не нужно. Здесь – покой, который нарушают две мельтешащие фигурки, о которых он вынужден заботиться. И в конечном итоге Торренс решает избавиться от них.

Но воспринимать фильм буквально гораздо интереснее. Ленивый писатель, пропивший талант, неудачник Торренс видит в хорошем тексте только средство вырваться из убожества и примкнуть к элите. Но самовлюбленный Николсон не обращает внимания, что его предшественник, тоже заключивший сделку с отелем, носит теперь ливрею слуги… Кто был никем – так никем и останется.

просмотров(1 608) В рубрике Рецензии